class
подготовка к родам
guide
лучшие места для детей

Беременность и роды у женщин, переживших сексуальное насилие

Обычно я стараюсь делать тексты для нашего сайта как можно менее психологизированными. Имея за плечами почти 8 лет психологического образования, поначалу я, естественно, скатывалась время от времени в "архетипические образы", "объектные отношения" и "психологические защиты", но брала себя в руки и переписывала все человеческим языком.
Но сейчас я хочу использовать символ, который психологи очень любят. Это образ моря, океана, глубокой воды. Как и любой другой символ, он многозначен, и важно не то, что он "означает", а то, что из него можно извлечь. В случае с глубокими водами иногда это темнота, опасность, тишина или неизвестность. Но это же и бездна энергии, источник жизни и место, где может произойти перерождение. Эта статья будет немного про то, как проходит беременность у женщин, переживших травму, а немного - про море, и мне кажется, что это правильно.

***Читайте, пожалуйста, текст для информации, а из картинок "извлекайте" то, что вам нужно***


Вообще, беременность, роды и уход за малышом - время постоянных и заметных перемен в жизни женщины. Но есть ведь и другие периоды, богатые на стрессы. Переехать от родителей - очень крутая перемена. Или начать зарабатывать себе на жизнь. Начать свой бизнес!

Отличие деторождения от этих событий в том, что оно невозможно без участия тела, оно происходит через тело.

Как правило, до наступления беременности большинство женщин, в той или иной форме переживших насилие (а таких женщин, кстати, огромное множество), почти не вспоминают о полученной когда-то травме. Живут себе спокойно. Или хотя бы относительно спокойно. Может быть больше остальных волнуются при планировании ребенка и зачатии, пока еще не понятно, произойдет все это, или нет. 

Хотя не совсем понятно, что тут считать нормальным уровнем волнения.

Кстати о море. Во время беременности женщины часто говорят, что их тянет к воде, что на нее приятно смотреть, приятно представлять себя в ней. Судя по рисункам и снам беременных женщин, психологически это время часто более "водное", чем остальные периоды жизни.

Иногда будучи уже беременной, но не столкнувшись пока с неудобствами, женщина, пережившая травму, представляет себе будущее довольно спокойным и предсказуемым. Месяцы, один за другим, будут сменять друг друга, они с мужем купят все необходимое, подготовятся к появлению малыша и будут с ним жить. 

Но рано или поздно ей приходится столкнуться со своими реакциями на то, что, например:

  • она начинает полнеть, и ее тело постепенно становится очень, очень заметным,
  • всем людям на улице понятно, что у нее был секс,
  • появляется ощущение, что ее тело ей больше не принадлежит,
  • кажется, что врачи, а часто и друзья с родственниками воспринимают ее как "сосуд" для вынашивания младенца,
  • у нее растет и становится более чувствительной грудь,
  • количество визитов к врачу зашкаливает,
  • и во время этих визитов пристальное внимание уделяется ее сексуальным органам,
  • во время осмотров живота или осмотров на кресле гинекологи часто говорят нервничающим женщинам "расслабься",
  • ее тошнит,
  • все говорят ей, что главное во время беременности и родов не она сама и ее комфорт, а "здоровый ребенок",
  • еще говорят, что нужно терпеть: тошноту, неделикатных людей, которым нужно разрешать трогать свои интимные части тела, сокращения матки, пинки в печень, невозможность нормально поспать, и главное - ужасную боль и беспомощность в родах.

От этого всего она может потерять равновесие и пойти на дно.

С тем, что я перечислила выше, так или иначе сталкиваются большинство беременных. Но есть мысли, установки и убеждения, с участием которых все эти вещи оказываются или безобидными, или даже позитивными.

  • Это, например, ощущение женщины, что сексуальность - это ее ресурс, что ее сексуальность принадлежит ей, и она может пользоваться ей в свое удовольствие. Многим нашим клиенткам мысль о том, что беременность и роды - это часть их сексуальной жизни, кажется имеющей смысл, кому-то она помогает прожить этот период с большим удовольствием.

  • Помогает также глубокая, засевшая на уровне глубинных структур мозга, уверенность в том, что люди, которым она разрешает до себя дотрагиваться, желают ей добра, что она может им доверять и расслабиться в их присутствии.

  • Еще один помощник - способность переживать довольно интенсивные, приятные или неприятные, эмоции так, чтобы не шкалило датчики.
  • Следующий - умение со спокойной душой отпускать контроль и плыть по течению, тогда, когда не получается (и не нужно) контролировать то, что хочется.

Это далеко не полный список.

Проблема в том, что женщины, пережившие травму, чаще всего не имеют возможности в полной мере развить в себе эти качества. Очень сложно позитивно воспринимать изменения в своем теле, потому что когда-то его сексуальная привлекательность стала причиной беды. Не хочется так много думать про грудь, матку и влагалище, а они постоянно что-то ощущают, с ними постоянно происходит что-то важное. После осмотров у гинеколога хочется плакать. По мере роста деток они чувствуют себя жертвами толчков и пинков. Мысль о том, что в родах кто-то может разрезать им промежность, внушает ужас.

Учитывая то, что общий настрой в обществе такой, что "забеременела - терпи", такие сверхнежные женщины могут чувствовать себя неадекватными. Все радуются своей беременности, любят своих врачей, ждут времени вечером, когда ребенок активно шевелится, и фотографируют растущие животы, а они - нет. При этом они могут хотеть и любить ребенка. Но и страдать тоже, и чувствовать себя неправильными, странными. Могут стараться не подавать вида, что с ними что-то не так, потому что это какое-то стыдное "не так".

Случается, что во время беременности женщина впервые вспоминает перенесенное в детстве сексуальное насилие. Иногда это очень смутные воспоминания, про которые непонятно, было это на самом деле, или нет. И что это было вообще. Иногда, если травматический опыт никогда и не забывался, он приобретает новое значение. То, что переживает женщина во время беременности, может "вернуть" ее в состояние, в котором она была в то время, когда происходило то, что происходило. И приходится много об этом думать, много чувствовать такого, что чувствовать не хочется.

Строго говоря, женщина может и не вспомнить того, что с ней происходило, и все равно страдать от последствий травмы. Иногда от этого еще тревожнее, потому что она понимает, что реагирует на достаточно обычные для беременности вещи не так, как ее подруги. Что с ней? Почему она пропускает приемы у врача? Почему панически боится роддома? Почему ей стало противно заниматься сексом? Часто знание о том, что у последствий травмы была и причина, приносит облегчение.

Что можно сделать

1. Некоторые женщины, например, знают про себя, что никаких детей внутри себя они не хотят, не хотят, чтобы у них росли животы, не хотят рожать, не хотят кормить грудью, не хотят часто встречаться с гинекологом. И стараются не забеременеть*.

2. Некоторые женщины надеются на любящего партнера, который помогает им переживать трудные моменты, которому можно рассказать о своих переживаниях, и который не отстраняется от женщины даже тогда, когда она сама себе противна. Наоборот - он любит ее и заботится о ней столько, сколько ей нужно. Или почти столько, тут главное - намерение, настойчивость и готовность быть на подхвате в сложный момент.

3. Кому-то везет с медицинским персоналом. Что это значит: 

  • медики воспринимают женщину как партнера, вовлекают ее в процесс принятия важных для нее решений и уважают ее способность эти решения принимать,
  • предоставляют ей полную, честную информацию о ее состоянии,
  • внимательно относятся к ее просьбам и вопросам,
  • аккуратно, только тогда, когда она готова и согласна, дотрагиваются до нее,
  • предупреждают ее о том, что если ей будет некомфортно, об этом нужно говорить, и осмотр прекратят или будут проводить как-то по-другому,
  • если неприятных ощущений избежать невозможно (например, нужно сделать укол, помочь раскрытию шейки матки), предупреждают ее о том, что да, будет неприятно, и проводят болезненную процедуру с ее согласия,
  • в роддоме всегда представляются и просят разрешения, прежде чем проверить раскрытие или провести какую-то другую манипуляцию,
  • понимают, что если женщина "зажата" и паникует, это не ее вина, а ее беда, и стараются мягко и с уважением помочь ей успокоиться и по возможности расслабиться, а если этого не получается, уважают ее "зажатой".

4. Большинству приходится самостоятельно, по ходу дела, с поддержкой любимых, друзей и подруг, и, может быть, психолога, стараться устроить свой опыт так, чтобы позаботиться о себе и своих особенных потребностях. Признавать за собой право на эмоциональные реакции. Отказываться от услуг неделикатных врачей и искать деликатных. Ходить на йогу и учиться расслабляться. Объяснять близким, что помогает, а что, наоборот, только ухудшает ситуацию. Разговаривать с теми, кто пережил что-то подобное. Вести дневник. Запоминать все важное, чтобы суметь потом помочь другой женщине, которая столкнется с похожей проблемой.

5. В конце концов очень важны факты. Не прошлого, а настоящего. Именно опыт беременности, родов и материнства может стать особенно целительным для женщин, переживших насилие. Наша любимая доула и автор Пенни Симкин говорит, что "Хороший опыт родов стоит года психотерапии". А психотерапевт, которая вместе с ней написала книгу "When survivors give birth", посвященную именно этой теме, поправляет: "Двух лет терапии!". Об этом же говорят многие женщины, получившие удовольствие от родов: что меняется отношение к собственному телу, что сексуальные отношения начинают приносить больше удовольствия (не сразу, через несколько месяцев обычно))), что появляется ощущение собственной силы, важности и значимости, что легче становится отстаивать свои права и потребности. Это не обязательно какие-то особенные беременность и роды. Это просто беременность и роды, во время которых женщине не сыпали соль на рану, помогали пережить особенно эмоциональные моменты, поддерживали ее и уважали. Это все очень просто, но очень много значит.

Очень важной, вне зависимости от того, перенесла женщина травму, или нет, мне кажется возможность получить качественную поддержку и заботу во время беременности. Этого я желаю всем женщинам.

Картинки из блога Are you in a hole?

* Даже когда речь идет об усыновлении, телесных переживаний не избежать. Ребенку, любому, очень нужен телесный контакт. Чем больше травмирован сам ребенок, тем важнее для него иметь доступ к телу заботящегося о нем взрослого, получать заботу и любовь в телесном выражении. Для женщины, которой, в силу ее личной истории, сложно переносить потерю автономности, в какой-то момент это может оказаться невыносимым. В этом случае очень важно иметь помощь - кого-то, с кем можно разделить нагрузку. А также кого-то, кто сможет позаботиться о самой женщине. Или мужчине. Потому что вообще-то с такой проблемой может столкнуться и мужчина.

Надя Павловская