class
подготовка к родам
guide
лучшие места для детей

Как вернуть хорошее настроение в семейные ужины?

2012-05-29

Я только-только вернулась из путешествия по Германии, и там, так уж получилось, мы много разговаривали о культуре еды и о воспитании этой самой культуры. Для Германии это актуальный и в некотором роде больной вопрос. Я встретила там нескольких мужчин и женщин 20-40 лет, которых в детстве приучали есть по принципу "не выйдешь из-за стола, пока не доешь все, даже если это займет у тебя несколько часов". Одну из них перестали так "воспитывать" только после того, как ее стошнило с трудом съеденной порцией картофельной запеканки.

Эту национальную проблемы там признают, и поэтому учат молодых учителей (!) помогать детям осваивать взаимоотношения с едой в более гуманной манере. С детками 3-6 лет это происходит в игровой форме.

1. Сначала вы объясняете ребенку, в чем заключается игра: за ужином он должен будет сам положить к себе на тарелку то, из приготовленного вами, что он будет есть, в том количестве, которое сделает его сытым. Если он угадает, и положит именно то, что ему захочется. и именно в том количестве, которое сможет съесть, он выиграет.

2. Дальше начинается практика. Сначала положите сами себе в тарелку то, что хотите. Объясните, почему вы кладете себе то-то и то-то, почему в таких количествах (например: "Сегодня я проголодалась больше, чем обычно, потому что занималась спортом. Поэтому мне кажется, что я съем сегодня немного больше, чем обычно. Мне хочется чего-нибудь сытного, поэтому я положу себе два куска курицы с соусом. Но мне почему-то не хочется много гарнира, а хочется чего-то более сочного, поэтому я съем больше салата"). Потом позвольте ребенку самому положить себе то, что ему хочется (или хотя бы указать вам на то, что и сколько класть ему в тарелку).

3. Приятного аппетита!

4. После того, как станет понятно, насколько хорошо у ребенка получилось оценить свои возможности и потребности, обсудите то, что у него получилось. Сыт ли его животик? Хочется ли ему посидеть немного, чтобы переварилось то, что он уже съел и освободилось место для того, что еще лежит в тарелке? Может быть он наоборот остался голодным? А может быть теперь ему хочется что-то из того, что он сначала себе не положил? Что нужно сделать в следующий раз, чтобы в следующий раз "выиграть", то есть положить себе то, что ему будет нужно в нужных количествах? 

5. Что делать с "проигравшими"? В идеале в этой игре воспитывается способность лучше понимать свой организм, которая будет полезна вашему ребенку на протяжении всей жизни. Поэтому не торопитесь. Не ждите от ребенка мгновенных успехов - мы и сами очень часто не можем определить нужное для себя количество еды (но зато можем доесть то, что уже положили к себе на тарелку, даже ели живот уже полон - спорное по своей ценности качество). Хвалите его за успехи, а если у него не получилось, уверьте его в том, что в следующий раз получится лучше. ПО условиям игры можно не доедать или просить добавку, просто это не считается выигрышем, вот и все.

6. Дайте ребенку голос. Время от времени обсуждайте с ребенком меню ужинов. Что бы ему хотелось есть чаще, а что - реже? Может быть овощи ему приятнее есть сырыми, а не вареными? Может быть какое-то блюдо ему приятнее будет есть, если его не смешивать (например, макароны и соус будут лежать в разных частях тарелки)? Конечное слово остается за вами, но часто оказывается, что дети дают в этой ситуации на удивление здравые советы.

7. Продвинутые умения. По мере того, как ваш ребенок (а заодно с ним и вы сами, чего уж там) будет лучше случать свое тело в том, что касается желаний, можно будет попробовать отслеживать реакции на ту или иную пищу. Как он себя чувствует после еды? Часто ли бывает так, что от чего-то у него хорошее настроение, а от чего-то - раздраженное? После чего ему лучше играется или засыпается? После чего он быстро опять становится голодным, а после чего остается сытым надолго? На всем этом не нужно заострять внимание, пусть это будет на очень простом уровне (лучше отслеживать такие реакции получается у детей старше 9-10 лет).

У меня лично есть несколько вопросов к этой методике. Но в общем это скорее такие мои вопросы к самой себе. Например вот, что для меня важнее - чтобы моя дочка умела класть к себе на тарелку столько, сколько съест, или чтобы она умела есть столько, сколько ей нужно? Или чтобы она ела достаточно того, что кажется мне полезным? Но в общем и целом мне кажется, что если не переусердствовать, это отличный способ для того, чтобы вернуть детско-родительские отношения за столом из плоскости противостояния в плоскость взаимодействия.

Надя Павловская